irater: (Default)
[personal profile] irater

Познакомилась на конференции с фантастическим дяденькой по имени Brad Blanton, который написал книгу "Radical Honesty". Он на семинаре Accelerate 2013 учил нас, как можно, не раня людей, говорить им нелицеприятную правду так, чтобы они могли эту правду переварить и не обидеться.

Вот ссылка на эту книгу.
Кратко о том, что я поняла из выступления Брэда.
Вся соль в том, чтобы в момент разговора важно поддерживать человека своим теплом и участием, чтобы он понял, что ты, говорящий ему болезненную вещь, принимаешь его с его недостатками и все равно по-большом счету, любишь, и готов ему помочь, и в любом случае, не отталкиваешь от себя, а наоборот, искренне хочешь, чтобы он преодолел эту проблему быстро и сразу, чтобы в дальнейшем вы могли стать более открытыми и близкими.

Нужна теплота и открытое сердце.

При этом не надо пригвождать человека плохими определениями-названиями, типа трус, слабак или посредственность. Можно говорить о процессах и действиях, о том, что имеет свойство изменяться, чтобы у человка был выход из тупика, из капкана. Нужны не существительные, а глаголы.

Пример, который привел мне Брэд на мой вопрос: как быть, если друг принес тебе на суд свой опус и в трепете спрашивает: "ну как?" А тебе вообще не нравится...?
Бред сказал, "Я бы ответил следующее:" - тут он весь превратился в Дедушку Мороза (и внешне, кстати, похож) и смеясь, ответил: "Ты, друг мой, не захочешь слушать, что я думаю о твоем произведении. Но поскольку тебе есть куда расти, а я верю в твой рост, то называть это плохим словом будет обидно и несправедливо. Думаю, что ты способен выдать что-то покруче."
Потом, если есть, что предложить для конструктивного улучшения - можно спросить разрешения что-то посоветовать. Но крайне важно, оставаться с ним эмоционально поддерживающим, не бросать его одного, помочь преодолеть разочарование, двинуться дальше.
У самого Брэда это очень убедительно получается - теплая участливая шутливость в духе Жванецкого с произнесением своего честного мнения. Мне этой способности сильно не хватало.

Иногда честное мнение, высказанное в обвиняющем, уничижительном тоне, может быть убойно болезненным, слишком опасным для длительных отношений, потому что кроме некомфортной правды (1) это отягощается ощущением отвергания (2), и другой человек может оказаться не в состоянии выдержать оба фактора вместе.

Высказать человеку честное мнение с осуждающей интонацией - сделать ему больно, это как высечь в наказание. Как ребенка, которому и так плохо, да еще и в угол поставили.

Высказать честное мнение с поддерживающей теплой интонацией - это тот же ребенок, но знающий, что ему помогают преодолеть трудность и его любят, и учат идти вперед, смеясь над собой, несмотря на боль.

У очень близких людей, взаимно - руки на пульсе. Они - знатоки по внутренним мягким местам :) Оба могут сильно любить друг друга, и порой причинять взаимно очень сильную боль.

Мы тут с подругой юности суровой встречались, провели вместе целый день, вспоминали, что нас, выросших в СССР, в строгих патриархальных семьях, всю жизнь прессовали терпеть, быть скромными, ничего не хотеть, свои претензии держать при себе. Целые поколения, особенно женщины в провинциях, выросли под подобным социальным гнетом. Трудно от него освобождаться... Но я этому учусь. Поэтому я сама СЕБЯ приглашаю в "Клуб людей-анонимно держащих свое честное неприятное мнение в строгом секрете под страхом смерти". В этом клубе я хочу преодолеть свой страх.

Вот сейчас, я, замирая от ужаса, косясь испуганным глазом, как лошадь, и прядая ушами, говорю всем, кого я очень сильно люблю: давайте говорить друг другу комприменты искренние суждения и одновременно эмоционально принимать друг друга. Быть поддерживающими.
Тогда все преодолимо. Ведь неизвестно, сколько вздохов нам остается жить. А жить, как пела одна шлягерша, нужно в кайф.
Ты потанцуй со мной...

А еще один прекрасный способ, как болезненную правду по поводу чего-то можно обезболить, показал мне один наш знакомый таллинский волшебник. Метод заключается в переводе серьезности темы в шутливое приглашение "Добро пожаловать в Клуб..." (меня, например, можно приглашать в клуб графоманов с амбициями по поводу Нобелевской премии, "Welcome to the club of dreamers of the Nobel Prize", ага)...

Date: 2013-08-29 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lugovskaya.livejournal.com
Чертовски правильно Брэд говорит. Он умница - и ты умница, что это пишешь!
Я немного из другого клуба - "Рубящих правду-матку в щепки"... мда... но уже довольно долго стараюсь говорить так, чтобы на меня не обижались :)

ПыСы: Пока ещё ничего красивого не сделала, потому что подхватила неприятный бронхит - в таком состоянии и делается плохо, и не дай всё ещё какую заразу на этом передать... Но обдумываю - выздоровлю, и сразу да :) Идея уже есть :)

Date: 2013-08-30 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] irater.livejournal.com
Спасибо на добром слове, Танда! :)
Да, не торопись с красотой. Она суеты не терпит :)
Выздоравливай, пожалуйста. Посылаю луч тепла и поддержки.

Date: 2013-09-01 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lugovskaya.livejournal.com
Спасибо!
Ага, зато, болея, можно перебирать камушки и бисер... Они разноцветные, разнофактурные - и это так здорово...

Date: 2013-08-29 09:39 pm (UTC)
From: [identity profile] gluzd.livejournal.com
Важная тема, спасибо что поделились.

Date: 2013-08-30 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] irater.livejournal.com
Рада помочь :)
Edited Date: 2013-08-30 05:34 pm (UTC)

Date: 2025-02-14 02:42 am (UTC)
From: [identity profile] capt-threepwood.livejournal.com
Ваш пост до сих пор очень хорошо гуглится. Я позволю себе оставить тут ссылку на мой перевод книги: https://radhonesty.top/

Date: 2025-02-25 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] irater.livejournal.com
О, спасибо за перевод и за ссылку. Это, я думаю, поможет тем, кто думает над этими вопросами.
Но хочу сделать одну ремарку. Я знаю людей, которые прочитав книгу "Радикальная честность", предприняли попытку жить по рекомендациям автора. Через некий период они обнаружили себя в полной изоляции, растеряв друзей и знакомых, в непонимании - что это с ними было и зачем они это сделали. Полный провал ожиданий. Один из них на ютюбе выложил свой очень горький подкаст.
У самого Бреда репутация очень противоречивая, см.факты его биографии и деятельности.

Короче, мое напутствие всем читающим: осторожнее с этим концептом, пожалуйста. Прикидывайте, почему реальность и теория - "две большие разницы".
А предупрежден, значит, вооружен.

Date: 2025-02-26 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] capt-threepwood.livejournal.com
Но хочу сделать одну ремарку. Я знаю людей, которые прочитав книгу "Радикальная честность", предприняли попытку жить по рекомендациям автора. Через некий период они обнаружили себя в полной изоляции, растеряв друзей и знакомых, в непонимании - что это с ними было и зачем они это сделали. Полный провал ожиданий.
Я не знаю таких. Однако мне написанное немного напоминает классическую и столь распространённую историю, когда один из супругов (обычно жена) идёт на психотерапию, и цепочка осознаний всякого о себе и о жизни приводит в конечном итоге к разводу - виновником которого, само собой, назначается психотерапевт.

Я не думаю, что правда, внимательный взгляд на мир, умение отделять поток своих мыслей и собственные ощущения от того, что происходит могут испортить то, что было хорошо. Зато всякое гнилое это, конечно, выносит на свет.

Я думаю, что последовательное применение идей Блантона меняет человека - особенно, если он во многом был далёк от этого. Думаю, что когда люди меняются, то это приводит к изменению круга общения - и чем сильнее люди меняются, тем меньше у них будет контакт с теми, кто не изменился. Это жизнь. Нельзя измениться так, чтобы всё вокруг осталось как было.

Один из них на ютюбе выложил свой очень горький подкаст.
Покажете?

У самого Бреда репутация очень противоречивая, см.факты его биографии и деятельности.
А на какие факты стоит обратить внимание?

Короче, мое напутствие всем читающим: осторожнее с этим концептом, пожалуйста. Прикидывайте, почему реальность и теория - "две большие разницы".
Мне кажется, что идея о том, что теория и реальность могут сильно отличаться - одна из центральных в "Радикальной честности" и не должна быть неожиданной для читателей -)

Я вижу существенный контраст между вашим постом и последними комментариями. Ваше мнение о "Радикальной честности" как-то поменялось за последние 12 лет?
Edited Date: 2025-02-26 09:48 pm (UTC)

Date: 2025-02-27 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] irater.livejournal.com
Да, поменялось. После длительного размышления о его идеях, мне они разонравились.

Брэд Блантон выстраивает культ вокруг своей концепции, зарабатывая на этом. Сам в личном общении он поразительно убедителен и умело пользуется особенными теплыми интонациями и мимикой, которые очень меняют впечатление от его брутальной честности. Но он не учит этим особенностям.
Дьявол в деталях.

Люди гораздо сложнее устроены, чем его концепт. Интонации важнее содержания, и любое высказывание может нести в себе разные смыслы, как, например, нежно пропетая фраза: "как же ты меня бесишь" или она же, брошенная сквозь зубы.

Мне лень долго искать упомянутю мной видео-запись, но нашлась вот одна из статей на ту же тему:
https://www.esquire.com/news-politics/a26792/honesty0707/

Мне кажутся довольно выразительными вот эти слова автора статьи:
In fact, I have a theory: I think Blanton devised Radical Honesty partly as a way to pick up women. It's a brilliant strategy. The antithesis of mind games. Transparent mating.

От личного общения с Блантоном у меня тоже возникло это подозрение.

Date: 2025-02-25 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] irater.livejournal.com
И вот еще: у меня к вам вопрос есть.
Если можно, ответьте, пожалуйста, как содержание этой книги и работа над ее переводом повлияла на вас лично?

January 2026

S M T W T F S
    123
45 678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 02:53 pm
Powered by Dreamwidth Studios